Культовый актер Андрей Мягков и его психологические проблемы

Андрей Мягков – это великий советский актер, множеством своих ярких ролей заслуживший славу настоящего народного артиста. Его актерские работы стали настоящей киноклассикой советского искусства. Цитаты его героев, практически сразу «уходили в народ». Именно поэтому яркость его ролей не меркнет с течением времени. Но в реальности любой актер на сцене и дома — это будто разные люди.

Талантливые артисты в жизни нередко бывают со странностями. Что поделать, это творческие люди и голова у них «варит» по-другому. Но иногда подобные странности являются реальными проблемами с психикой. Подтверждением этого правила является один из самых популярных артистов в стране — Андрей Мягков.

Андрей Васильевич родился 8 июля 1938 года в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде). Его родители были настолько далеки от мира искусства, насколько можно представить. Оба они были людьми с техническим складом ума и работали в полиграфическом техникуме. Мать была инженером-механиком, а отец заместителем директора.

Когда Андрей окончил школу, то отец настоял на его поступлении в химико-технологический институт, окончив который Мягков устроился работать инженером на завод пластмасс. Возможно мы бы никогда и не увидели Карандышева, Женю Лукашина и, конечно же, Новосельцева, если бы не удачное стечение обстоятельств.

При заводе был организован любительский театральный кружок. Однажды коллега попросила Мягкова подменить исполнителя главной роли, поскольку он заболел. Андрей Васильевич согласился на один выход. И на его удачу, именно на это представление пришёл преподаватель школы-студии МХАТа. Игра молодого человека настолько впечатлила его, что после окончания спектакля наставник помчался за кулисы.

Мягков позволил себя уговорить выступить перед приёмной комиссией. Прослушивание прошло очень удачно и талантливый инженер был зачислен на курс к Василию Макарову. А после окончания школы-студии его с распростёртыми объятиями приняли в театр «Современник», где ему была предложена главная роль в постановке «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Это был однозначно успех.

А вот с кино дела обстояли сложнее. Первые роли в картинах «Похождения зубного врача» и «Братья Карамазовы» не принесли ему ни успеха ни славы. Так было до тех пор, пока Мягков не рискнул предложить свою кандидатуру на главную роль в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром». А ведь изначально в роли Жени Лукашина режиссёр видел Олега Даля или Андрея Миронова. Но ни тот ни другой не подошли.

Когда картину отнесли на суд Госкино, то члены комиссии её забраковали. Они обуславливали это тем, что фильм пропагандирует пьянство и измены. Но в дело вмешался сам Брежнев, который пришёл в восторг от игры Мягкова и от фильма в целом. Таким образом после выхода «Иронии» на экраны артист проснулся знаменитым на весь Союз.

Эльдару Рязанову так понравилось работать с Андреем Васильевичем, что он позвал позвал его во все свои культовые фильмы: «Служебный роман», «Жестокий романс», «Гараж». Кстати с последним произошёл забавный случай. На съёмках «Служебного романа» артист без конца спорил с режиссёром и сказал что песня, написанная им к фильму, полная ерунда. В отместку Рязанов сделал персонажа Мягкова безголосым. Если помните, он заговорил только в финальной сцене.

Что касается характера артиста и личной жизни, то это отдельная сторона его личности. И если Рязанов любил с ним работать, то о других коллегах по съёмкам этого сказать нельзя. Все они отмечали, что Мягков человек сложный и странный. Ему, например, всюду чудились заговоры. И если по молодости он периодически донимал партнёров по фильмам с вопросом «Что вы имеете против меня?», то в последние годы его подозрительность перешла в манию преследования. Он уже никого ни о чём не спрашивал, а просто волком глядел на всех окружающих. И всегда в перерывах находился вдалеке от остальных.

Андрей и его жена Анастасия Вознесенская поженились ещё будучи студентами. Они и вправду нашли друг друга, поскольку с тех пор замкнулись только на себе. С годами эта уединённость перешла в патологическую замкнутость. Ни Мягков ни его жена ни разу никого не приглашали к себе в гости, а если те без просу являлись, то хозяева разговаривали с непрошеными только у порога.

Однажды Андрей Мягков попросил коллегу по театру Бориса Сморчкова помочь ему установить входную дверь. И когда тот пришёл, то было явно видно, как артист не хочет пускать помощника в дом. В интервью с журналистами Борис Фёдорович вспоминал:

«Я так-то человек простой. Меня попросили помочь я и пришёл, ничего в замен мне не нужно. Но было странно наблюдать за тем, как Андрея «ломает». Вроде и позвал сам и казалось, что он больше всего хочет попросить меня уйти. Я сказал ему, чтобы он расслабился. Установим дверь и уйду. В конце концов его жена, Настя, всё же пригласила меня на чай. Но все двери, кроме кухонной, закрыла. Коллеги потом долго надо мной подтрунивали, как это мне удалось пробраться в святилище. Он вообще был всегда странный, Андрюха. Вечно ему казалось, что кто-то хочет ему навредить или обокрасть.»

Возможно такая маниакальная замкнутость объясняется тем, что супругам так и не удалось родить ребёнка. Возможно они считали, что их кто-то сглазил или что-то в этом роде. Но факт остаётся фактом. Андрей Мягков и его супруга никого в дом не пускают и с журналистами не общаются, как впрочем и с коллегами тоже.

В последние годы легендарный актер увлекся портретной живописью, а также сумел реализовать себя в качестве писателя. Из-под пера Андрея Мягкова вышло два детективных романа, которые, по его же словам, он написал лишь оттого, что его жене не хватает по-настоящему интересной и яркой литературы.