Не говорите детям «Ты молодец!», скажите им эту фразу — она сделает их успешными в будущем!

Все родители, а также их родители, воспитатели и учителя знают, что детей нужно хвалить. Ведь это для них мощный стимул для дальнейшего роста как личности.

Однако в воспитании подрастающего поколения есть множество нюансов. Та же похвала может развить в ребенке усердие, а если выразить ее другими словами, то все силы малыша уйдут на то, чтобы понравиться окружающим любой ценой. Специалисты советуют обратить внимание на важную деталь: за что именно вы хвалите ребенка? Если правильно подойти к решению этого вопроса, то это поможет вашим детям стать более успешными в будущем.

Доктор Кэрол Двек утверждает, что будущее человека зависит от того, какой тип мышления привьют ребенку в детстве: мышление роста или фиксированное мышление.

Фиксированное мышление подразумевает, что наш характер, интеллект и творческие способности статичны, даны нам от природы.

Мышление роста не боится проблем и видит поражения не как доказательство глупости, а как трамплин для развития и новых возможностей. От того, какой тип мышления складывается у человека с самого раннего детства, зависят его карьера, отношения и, в конце концов, умение быть счастливым.

Вот простые примеры, как различаются эти два вида мышления. Хвалить ребенка нужно не за талант, а за способность к обучаемости.

Ребенок читает вам книгу:

ФИКСИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ — «Какой же ты умница!»

МЫШЛЕНИЕ РОСТА — «Сколько же ты старался, чтобы так научиться, и вот какого результата добился! Вот как ты можешь!»

Ребенок быстро собрал пазлы:

ФИКСИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ — «Что за умница у меня растет! Ты все умеешь!»

МЫШЛЕНИЕ РОСТА — «Ох, это слишком легко для тебя, надо дать тебе более сложный пазл. Ты, оказывается, так быстро всему учишься! И с тяжелым заданием ты должен так же хорошо справиться!»

Ребенок получил 4 за тест:

ФИКСИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ — «Ты получил 4 за тест? Молодец, хорошо».

МЫШЛЕНИЕ РОСТА — «Ты получил 4 за тест? Значит, ты хорошо понимаешь тему. Я могу поспорить, что, если ты завтра попробуешь написать этот тест снова, ты уже не ошибешься на тех же вопросах и точно получишь 5!»

Казалось бы, разница в общении почти незаметна, но ее влияние на судьбу ребенка может быть огромным.

Когда вы хвалите ребенка не за талант, а за старание и способность учиться, вы даете ему понять, что это не он такое чудо от рождения, но трудом и упорством можно достичь многого. И что провалы и неудачи — это нормально. Самооценка у ребенка не падает, ведь он знает, что все зависит от его усилий и у него есть не один шанс доказать это.

Доктор Двек и ее коллеги провели исследование по этой теме: в течение двух лет они наблюдали за группой семиклассников, которым намеренно прививали разные типы мышления. Вот какие получились результаты: за два года оценки детей ничуть не изменились, все учились на том же уровне, но цели в школе они преследовали абсолютно разные.

Цель номер один для детей с фиксированным мышлением заключалась в том, чтобы любой ценой выглядеть умными в глазах окружающих, а поведение их было направлено на устранение обратных случаев. Дети же с мышлением роста не боялись неудач, их главным правилом было учиться в любом случае и любой ценой.

Кому будет легче переживать жизненные испытания и развиваться, вывод очевиден. Так что задумайтесь, какое мышление вы прививаете своему ребенку. Это действительно важная деталь процесса воспитания, ее не стоит упускать из внимания.